30

Сентябрь

Теории гендера: схемы Сандры Бем

 
 

3-106Теория, в основу которой положили концепцию схем, появилась в Америке. Теория относится к этому понятию как к основе не просто поведения человека, но и основе организации в сознании человека информации об окружающем мире.

В большинстве культур половые различия сказываются на организации многих аспектов поведения. Мальчики и девочки изначально не владеют никакими навыками взаимодействия в социуме. От них ожидают, что представители того или иного пола овладеют навыками и формами взаимодействия, что соответствуют ролям пола в обществе. Кроме того, ожидают что мальчики и девочки сформируют личностные характеристики, что для данного пола подходят. В рамках культуры есть представление о мужском и женском типе личности. На этом основана во многом и ее книга «Линзы гендера», где автор касается еще и изменения теории гендера со временем.

Общество приучает ребенка соответствовать его собственным, то есть общественным ожиданиям относительно поведения  мужчины или женщины. В теории схем С. Бем высказывает предположение, что помимо обучения поведенческим стереотипам, культура подгоняет под представление мужчины и женщины мышление ребенка! То есть в соответствии с ожиданиями общества его мышление проходит через «линзы гендера».  Через требования воспитания, искажающие его восприятие и делающие мозг способным воспринимать мир лишь так, как требует от него гендерная схема. Восприятие и концепции мышления воспитываются или с феминным типом или с маскулинным.

Теории гендера повествуют о важности значения социальных норм для поведения человека. Она сообщила, что социальные типы гендера приводят к восприятию человеком себя лишь с одной точки зрения. Во время исследования люди, мышление которых было не подвержено стереотипам, проявляли многие положительные качества, а подверженные типизации анализировали в себе лишь соответствующие гендеру качества. Они использовали гендерно окрашенные цепочки, даже если это не имело значения.

Согласно исследованиям Rep Test еще в 80-х обсуждаемые теории гендера подтвердились. Оказалось, что человек с типизацией ограничен в мышлении, использует только свойственные для своего гендера категории. По  исследованиям Larsen & Seidman, такие люди ставят свой пол как главную категорию, даже если пол не важен – в работе к примеру.


Комментарии к данной записи закрыты.